Сейчас в Таганроге
ощущается как -3°C
4,6 м/c
88%
766 мм рт.ст.
День
Вечер
3 °C
Яндекс Погода
10,82₽
89,24₽
76,45₽
04 декабря 2025
Нейтральный белый Cloud Dancer признан главным цветом 2026 года по версии института цвета Pantone. Цветом 2025 –го был шоколадно-коричневый, а годом ранее — персиковый
Власти РФ обсудят отсрочку ввода обязательных прививок от четырёх болезней: менингококка, ветрянки, ВПЧ и ротавируса в нацкалендарь. Их планируют перенести на срок до 4 лет
Количество санкций, введённых против России начиная с 2014 года, приблизилось к 31 тысячи, подсчитало РИА Новости
Ночью силы ПВО уничтожили БПЛА в Новошахтинске, Чертковском, Тарасовском, Белокалитвинском и Миллеровском районах. Люди не пострадали, сообщил губернатор Юрий Слюсарь
03 декабря 2025
Светофор на пересечении улицы Ломакина и Смирновского переулка отключат для ремонта 3 и 4 декабря
32 ребёнка получили травмы в авариях с самокатами за 10 месяцев 2025 года в Ростовской области, двое из них погибли. Это вдвое больше, чем за весь 2024 год, сообщают «Ведомости Юг»
В Ростовской области за ноябрь 2025 года без вести пропали 73 человека. Об этом редакции DonDay сообщили в поисковом-спасательном отряде «ЛизаАлерт»
Страховые пенсии в России с 1 января повысят на 7,6%
В Каменске, Мясниковском, Миллеровском, Тарасовском и Чертковском районах уничтожены БПЛА минувшей ночью. Информация о последствиях уточняется. Люди не пострадали, сообщил губернатор Юрий Слюсарь
генеральный директор «Первого ОКБ» Алексей Фитингоф
12 сентября 2025
Генеральный директор «Первого ОКБ» Алексей Фитингоф. Фото Елены Анисимовой / ruffnews.ru
Первые три суперлёгких самолёта СП-30, предназначенных для подготовки лётного состава, произвели в Таганроге и отправили для передачи в аэроклубы ДОСААФ. Пилотируемую и беспилотную версии самолётов производят в «Первом опытно-конструкторском бюро».
О том, в чём особенность таганрогских СП-30, кто и для чего их покупает, «Ершу» рассказал генеральный директор «Первого ОКБ» Алексей Фитингоф.
— Вы заключили соглашение с Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту России об оснащении аэродромов ДОСААФ самолётами СП-30. Сколько бортов планируете выпустить по этому заказу, и сколько на это нужно времени?
— На первом этапе договорённость касается трёх учебных самолётов. Однако в перспективе ДОСААФ планирует оснастить каждый из своих 75 действующих аэродромов. Это необходимо для обучения лётного состава Вооруженных сил и гражданской авиации, а также для подготовки суворовцев. То есть это около 150 бортов, и, возможно, 20 или 30 будут самолётами другого типа.
Такой объём мы сможем выполнить за 3−4 года. Наш завод в Таганроге способен выпускать до 45–50 самолётов в год. Стоит отметить, что сегодня в России никто, кроме нас, не выпускает авиационную технику этого класса такими темпами. Кроме того, у ДОСААФ есть свои заводы, и часть операций финальной сборки мы могли бы отдать им, сейчас это в формате обсуждения.
— Где ещё производят СП-30, кроме Таганрога?
— Пока нигде. В 2023 году велись переговоры о создании сборочного производства в Казахстане, однако проект был приостановлен в связи с реорганизацией авиапредприятия в Астане. В настоящее время казахстанские партнёры выступают в роли заказчиков готовой продукции. Этой весной ещё мы заключили соглашение с Узбекистаном. В свободной экономической зоне Навои расположен крупнейший в Центральной Азии карго-аэропорт, и там планируется организовать сборку. Он не загружен работой, там есть пул поставщиков-подрядчиков, металлообработка и так далее. И там, в пустыне Кызылкум, они предоставляют территорию для испытательных полётов, поэтому возможна частичная локализация.
— Как легкомоторные самолёты начали выпускать в Таганроге?
— Эта история берёт начало в советском периоде. Разработкой легкомоторного самолёта, который мог бы заменить устаревший и дорогой в эксплуатации Ан-2 для авиахимработ, занимались конструкторы Таганрогского авиазавода имени Димитрова. Их целью было создать закрытую кабину для защиты пилота от химикатов, что было проблемой для мотодельтапланов. Сидя в открытой кабине, пилот попадал в собственный шлейф химии. Распад СССР остановил эти разработки. Однако потребность рынка никуда не делась, и уже в конце 1990-х — начале 2000-х годов группа энтузиастов-конструкторов в Таганроге возродила проект, создав первый «СП-30» на базе канадского «Зенита». Тогда на них ставили австрийские двигатели. Первые два самолёта сразу же отправились в реальную эксплуатацию, где и прошли «обкатку». Замечания, выявленные при эксплуатации, позволили значительно улучшить конструкцию самолёта. Все последующие годы совершенствование конструкции не прекращалось, пока она не достигла уровня, гарантирующего эффективное, безопасное и комфортное выполнение авиационных работ. После чего имя «СП-30» стало среди профессионалов синонимом безупречной надёжности и высокой эффективности.
— Вам удалось заменить австрийские моторы на двигатели собственного производства?
— Пройдено около трети пути, но двигатель уже имеет собственное название OKB-120i. Владелец компании, он же главный конструктор, собрал команду уникальных специалистов, которые поэтапно создают новый современный российский двигатель. Уже в производстве системы управления, распределённого впрыска, выхлопа с резонатором Гельмгольца. В стадии лётных испытаний новые генератор и система зажигания, превосходящая австрийскую по живучести. В процессе стендовых испытаний гибридная версия авиационного двигателя.
— Для чего используют современный СП-30?
— Прежде всего для авиахимработ, обучения пилотированию, мониторинга, патрулирования, поисково-спасательных работ и даже для разведки полезных ископаемых. Беспилотная версия БВС СП-30Б в продаже пока только логистическая, в разработке система внесения средств защиты растений для систем точного земледелия.
Благодаря тому, что СП-30 — самолёт внеаэродромного базирования, а для взлёта ему достаточно относительно ровного участка поля или дороги до 100 м, его также используют для туризма и полётов на охоту и рыбалку.
Изначально самолёт создавали под авиахимработы: высокая устойчивость и отличная манёвренность на малых скоростях, низкая скорость сваливания. Он прощает пилоту многие ошибки. Даже с выключенным двигателем самолёт даже не планирует, а парашютирует. Для большинства машин этого класса скорость сваливания 83 км в час, у СП-30 по руководству скорость сваливания 58 км в час, а фактически она намного ниже.
Благодаря балансу характеристик наш самолёт ещё называют «летающей партой», он идеален для начального обучения и переподготовки лётного состава. Научиться летать на нём можно с 16 лет.
— В каких регионах грузы доставляют беспилотниками и самолётами СП-30?
— Самолёт работает в любой климатической зоне. Имеет низкую стоимость лётного часа. В первую очередь он востребован на так называемой «последней миле», когда 2−3 мешка почты везут в отдалённое село. До недавнего времени это делали вертолётами Ми-8, у которых стоимость лётного часа более 300 тысяч рублей, у СП-30 в десятки раз ниже. Если сравнить наши беспилотники грузоподъёмностью до 300 кг с аналогами вертолётного типа, которые выпускаются серийно, то их стоимость в три с лишним раза выше. У распространённых беспилотников самолётного типа грузоподъёмность 15 кг и ресурс до двух лет. Наш самолёт можно эксплуатировать 10-15 лет.
Наши беспилотники востребованы, прежде всего, в регионах, куда другим транспортом не добраться. Пилотируемый самолёт может спокойно садиться на воду, сейчас как раз мы как собираем модель на поплавках. А в Тюмени или Сургуте, например, где полгода держится устойчивый снежный покров, они снимают колёса и летают на лыжах. В тундре постоянно что-то доставляют разведочным партиям и обратно на большую землю. Там, где вечная мерзлота, по земле можно добраться только в зимние месяцы, а как только солнце вышло, то всё, ни на какой технике не проехать. А СП-30 долетает и садится, не оказывая больших нагрузок, это очень удобно.
Также в ближайшем будущем наши беспилотные самолёты могут начать доставлять товары маркетплейсов.
За пределами России СП-30 летают в разных странах, Казахстан, Узбекистан. Два борта продали в США. Сейчас интерес выразили индусы, малазийцы, пакистанцы. Есть запросы из Латинской Америки: из Перу и Аргентины.
— После покупки самолёта как его доставляют и регистрируют?
— Мы продаём самолёты полностью зарегистрированными, с полным набором документов, сертификатом лётной годности и регистрационными номерами. То есть всю подготовку документов мы берём на себя.
Уже облётанный самолёт отправляется на аэродром клиента в транспортном положении. Вместе с ним выезжают наши специалисты, собирают его, выполняют демонстрационный облёт с клиентом, передают документы, контакты для гарантийных и постгарантийных обращений, и дальше новый владелец может им пользоваться.
— Были ли заявки на, допустим, какой-то уникальный дизайн?
— Были, конечно. Однажды был самолёт белого цвета, с розовым салоном и аппликациями — человек захотел своей любимой женщине подарить. Сегодня мы отказались от этой практики, все самолёты заводской покраски имеют серебристый цвет, это связано с ростом объёма производства. Нестандартные окраски производим на аутсорсе. Чаще по запросу мы подбираем пару «винт-двигатель», когда важна тяга или, наоборот, скорость. Можем установить дополнительные топливные баки для увеличения дальности полёта — это нужно в том числе при патрулировании.
Елена Анисимова Поделиться: