Эксперт рассказал, что транспортная карта «Тройка», которую хотят внедрить в Таганроге, невыгодна регионам

Москва «взамен» бесплатно отдаёт транспорт в города

Транспортная карта «Тройка». Фото wi-fi.ru

Доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов рассказал, почему московская транспортная карта «Тройка», которую пытаются внедрить в Таганроге и в других городах Ростовской области, на самом деле не выгодна регионам.

По словам Якимова, по сути своей московская транспортная карта «Тройка», как носитель, ничем не отличается от тех карт, которые уже присутствуют в регионах. Другое дело, если до «Тройки» в регионе не было электронных инструментов оплаты проезда. Основной плюс московской карты заключается только в объёме эмиссии, она самая большая в России. Но это следствие объективного факта из-за того, что она «родилась» в Москве, в самом большом по численности населения в стране городе-регионе.

Более того появление московской карты в отдалённых регионах для аналогичных целей может иметь для территории и её транспортной системы и отрицательные последствия. Наибольшую сложность здесь представляют решения в первую очередь организационных и юридических вопросов, а совсем не технических. К таким сложным вопросам относятся: разный тариф за проезд в разных городах, разные виды проездных, не всегда совпадающих с видами проездных в Москве, а также стоимость этих проездных.

Вследствие этого, возникает масса вопросов, по каким принципам производить взаиморасчёты между перевозчиками, между отдельными регионами и городами. В большинстве регионов, в которых начали распространять московскую «Тройку», карта используется исключительно как электронный кошелек. Но в таком формате все те плюсы, о которых много говорится — наличие множества тарифов, скидок и проездных, недоступны для регионов. При этом в формате обычного электронного кошелька московская «Тройка», очевидно, проигрывает обычной банковской карте. Поэтому в тех регионах, где есть возможность оплатить за проезд банковской картой, востребованность карты «Тройка», по мнению эксперта, минимальна.

Но городам и регионам практически навязывают внедрение московской «Тройки», небольшой подкуп тоже приветствуется.

«В настоящий момент московская карта «Тройка» предлагается к использованию в регионах, так сказать, «в комплекте» с бывшим в употреблении подвижным составом городского пассажирского транспорта общего пользования, который московское правительство безвозмездно передаёт в отдельные города и регионы. И этот механизм мягкого вовлечения регионов в московскую финансовую систему распределения доходов от продажи билетов похож на известную аксиому о том, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». В этой схеме сыром является бесплатный автобус, а мышеловкой — рекомендации распространить в регионе хождение московской «Тройки», — отмечает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.

Он добавляет, что распространение «Тройки» в других регионах может привести к созданию крупной монополии. По этой причине некоторые большие города уже отказались от предложения Москвы, в том числе Тюмень, Смоленск, Калининград.

В Таганроге уже в августе пройдут первые тесты московской «Тройки». Подобные эксперименты ожидают также жителей Батайска, Ростова и Сальска.

Поделиться: