11,28₽
93,61₽
79,58₽

15 декабря 2025

Гаджет можно заразить вредоносной программой, просмотрев фото от контакта в телефоне, сообщили ТАСС в МВД. Аферисты предлагают открыть файлы с названиями «Фото.apk», «Видео-архив.apk», IMG.apk

В Ростове без отопления и горячей воды остались жители 1375 домов и несколько соцобъектов в четырёх из восьми районах города, сообщила в своем Telegram-канале министр ЖКХ региона Антонина Пшеничная

13 декабря 2025

Силы ПВО отразили ночью атаку БПЛА в Чертковском, Шолоховском и Верхнедонском районах. Люди не пострадали. Информация о последствиях на земле уточняется, сообщил губернатор Юрий Слюсарь

За сбитого на самокате ребёнка ответит кикшеринговая компания

29 июня 2021
Электросамокаты. Фото riafan.ru.

Электросамокаты. Фото riafan.ru.

Что произошло?

Инцидент случился ещё 23 июня в Ростове на Пушкинской, а рассказала о нём мать пострадавшего ребёнка в соцсетях. В итоге историю быстро распространилась и получила множество откликов.

По словам женщины, она гуляла с ребёнком по Пушкинской, когда на её сына налетел парень на электросамокате.

«Это случилось за две секунды, его снёс молодой человек на электросамокате, который гнал со скоростью 20–25 километров в час, не меньше. Ребёнок не выбежал «на встречку», его снесли сзади», — говорила женщина, заверяя, что сын находился в метре от неё, то есть был под присмотром.

По её словам, парень, сбивший её ребёнка, остановился, извинился, но место происшествия покинул. Тем более, что женщина вызвала полицию. Пострадавшего ребёнка отвезли в больницу, но, к счастью, всё более-менее обошлось без серьёзных травм — только ссадины и ушибы.

Горожане в соцсетях за редким исключением выразили своё негодование произошедшим. Кто-то в принципе говорил, что электросамокатчики надоели и всем мешают, кто-то осуждал лишь конкретно этого парня, который мало того, что не смог справиться с транспортным средством и мчался по тротуару на высокой скорости, так ещё и решил сбежать от ответственности.

Справка
 

Кикшеринг — система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом.

Неожиданное продолжение

А в понедельник, 28 июня, в пресс-службе Следственного комитета по Ростовской области сообщили, что по факту инцидента возбуждено уголовное дело. Правда, что было неожиданно, в отношении компании, которой принадлежал самокат, на котором был сбит ребёнок. Статья — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни.

Казалось бы, виноват только 28-летний мужчина, который сбил ребёнка. Однако с ним пока не придумали даже что делать, согласно официальному комментарию, «после проведения необходимых следственных действий, его действиям также будет дана правовая оценка».

Фабула дела, по версии Следкома, звучит следующим образом: «неустановленные в настоящее время лица» из числа руководителей кикшеринг-компании, должны были обеспечить правила безопасности жизни и здоровья потребителей, а также окружающих «на всех этапах оказания услуг». Однако не сделали этого, передали 28-летнему парню в пользования самокат, а тот на нём сбил ребёнка и скрылся с места происшествия.

«В настоящее время установлен и допрошен следователями мужчина, совершивший на арендованном электросамокате наезд на ребёнка. Самокат, на котором передвигался мужчина, изъят. Также допрошены родители пострадавшего мальчика, представитель коммерческой организации. В помещении коммерческой организации проведён осмотр места происшествия, принимаются меры к установлению местонахождения и изъятию правоустанавливающих документов организации», — рассказали в Следкоме.

Негде кататься

Как удалось выяснить donnews.ru, самокат, на котором был совершён наезд на ребёнка, принадлежит компании Urent, которая работает в десятках городов по всей России. Согласно информации системы «СПАРК-Интерфакс», зарегистрирована она в городе Ессентуки Ставропольского края в 2017 году. Основной собственник — некая Ольга Стефанюк (48,9%). Генеральный директор — Иван Туринге.

Собственно на сайте компании есть выписка из правил ПДД, касающихся велосипедистов. Именно на них предлагают ориентироваться, так как правила управления электросамокатами в России пока законодательно не урегулированы. Так вот, в правилах говорится, что если скорость велосипедов ниже 40 километров в час, то двигаться они должны по крайней правой полосе проезжей части в один ряд. Можно ездить и по обочинам, но вот по тротуарам движение велосипедов запрещено.

«Если вы хотите двигаться по тротуару, то вам необходимо слезть с велосипеда и тем самым приравнять себя к пешеходу», — говорится на сайте Urent, предполагая, что это полностью актуально и для электросамокатов.

Как известно, на деле эти правила практически никогда не соблюдаются. Электросамокаты, как и велосипеды, двигаются в основном по тротуарам. Понять нежелание людей выезжать на самокате или велосипеде на дорогу вполне можно, однако и среди пешеходов им делать нечего.

По словам эксперта по развитию велоинфраструктуры, ростовского велоэнтузиаста Дмитрия Гусева, количество электросамокатов в городе быстро растёт и это в свою очередь приводит к вполне ожидаемым проблемам. И сбитый на Пушкинской мальчик — первый, но, скорее всего, не последний такой случай.

— Решить проблему помогло бы создание велосипедной инфраструктуры. Она позволила бы всех средствам индивидуальной мобильности передвигаться обособленно и более безопасно для всех, — считает он.

По словам Гусева, он ни в коей мере не оправдывает парня, который сбил ребёнка, однако у многих самокатчиков в Ростове, даже у самых ответственных, опытных и дисциплинированных, зачастую нет иного варианта, кроме как проехать по тротуару.

— Другой вопрос, что проехать можно по-разному. Как минимум — не врезаться в людей, — говорит он.

Вписались в повестку

Шеринг электросамокатов в крупных городах существует уже пару лет, однако именно в 2021 году у этого сервиса начались проблемы. Заговорили о них впервые в Санкт-Петербурге, где в мае-начале июня произошло несколько наездов на пешеходов. При этом пострадавшие в основном — малолетние дети. И в большинстве случаев их госпитализировали затем в больницы в тяжёлом состоянии.

Это привело к тому, что на проблему обратил личное внимание глава СК РФ Владимир Бастрыкин. Тут же у многих кикшеринг компаний, работающих в Санкт-Петербурге, прошли обыски. Что именно хотели найти следователи — сказать сложно. Скорее всего, как пишет Forbes, пытались узнать, чьи были самокаты, на которых совершили правонарушения — личные или шеринговые.

Почему уголовные дела возбуждаются в отношении кикшеринг-компаний, а не только в отношении людей, наехавших на людей, также не понятно. Как считают некоторые из опрошенных Forbes юристы, это связано с тем, что правоохранители пока в принципе не понимают, что делать с электросамокатами и как реагировать на новое явление. В итоге пока выбирают путь наиболее жёсткий, тем более, что случаи наездов на детей активно тиражируются в СМИ, подогревая негодование граждан.

Так, юрист Владимир Бубликов заявил изданию, что видит в происходящем на рынке кикшеринга «типичную для России картину»: появление новой сферы услуг и непонимание, нужно ли её регулировать. «Она растёт сама по себе, самобытна, сама регулируется в рамках бизнес-процессов, которые выстраивают игроки. Затем неизбежно на каком-то этапе развития наступает некое событие, которое служит триггером, чтобы государство, не зная и не принимая иных методов, начинало закручивать гайки». Триггерами в данном случае выступают наезды на детей.

У общественности есть и другие версии, почему правоохранители столь жёстко взялись за кикшеринг.

«Государство просто не хочет вкладываться в инфраструктуру велодорожек, и вот результат. Если будут отдельные выделенные дорожки для мобильного транспорта, то не будет таких случаев. Правительство просто не хочет этим заниматься, им проще взять и запретить», — гласит один из комментариев в соцсетях к новости о возбуждении уголовного дела по факту наезда на ребёнка в Ростове.

Добавим, что скорее всего полностью запрещать электросамокаты никто не будет. В конце-концов, в этот бизнес вложились уже даже государственные компании. Гораздо более вероятно, что самокаты в скором времени включат в ПДД и пропишут для них какие-то свои правила. Однако когда это произойдёт — пока не понятно.