Таганрогско-ростовский художник-концептуалист показал, что такое «Вечные ценности. Экорше»

Выставка Александра Кислякова проходит в арт-центре MAKARONKA

facebook.com

В ростовском арт-центре MAKARONKA проходит персональная выставка «Вечные ценности. Экорше» ростовско-таганрогского художника-концептуалиста Александра Кислякова

Александр Кисляков известен, в первую очередь, как участник легендарной арт-группы «Искусство или смерть», товарищества, уже вошедшего в историю современного искусства и занявшего вполне заслуженное место в музеях и искусствоведческих работах. Ещё одним, не менее легендарным, его проектом стала совместная с таганрогским, ныне московским художником Юрием Шабельниковым, инсталляция «Два приношения: горькое и сладкое», с которой в 1995 году они умудрились занять в Таганроге призовое, третье место, в конкурсе художественных произведений в честь 50-летия Победы.

Инсталляция была выставлена с 8 по 14 мая 1995 года в выставочном зале таганрогского Музея Градостроительства и быта. По стенам выставочного зала были расположены маленькие консоли со 144 стаканами водки, прикрытыми ломтиками чёрного хлеба. В центре зала, на столе, застеленном белоснежной скатертью, располагался огромный торт в форме Рейхстага и тарелки со столовыми приборами

Шабельников и Кисляков с тортом-рейхстагом. 1995 год. Фото Сергея Медведева

 На этот раз Кисляков в весьма оригинальной форме предложил зрителям задуматься над природой отношений между зрительским восприятием и знаменитыми, фактически «эталонированными» живописными работами старых мастеров, прочно занявшими своё почётное место в музейном пантеоне бесспорных шедевров, вечных ценностей.

Фрагменты знаменитых полотен, выполненные в форме постеров, Кисляков «доработал» весьма своеобразным и вольным способом. «Девятый вал» Айвазовского художник снабдил пробкой на цепочке для ванной, давая возможность зрителю «спасти» терпящих бедствие моряков, «слив» всю воду. Этот ассамбляж называется «Страх». Другой ассамбляж, «Выбор», представляет собой постер знаменитой работы Куинджи «Лунная ночь на Днепре», причём вместо самой луны, поражавшей многие поколения зрителей своим невероятным сиянием, Кисляков вмонтировал в ткань изображения яркий электрический светильник. И расположил рядом, в пространстве работы, комнатный выключатель. Предлагая зрителю сделать не только выбор физический, «включать / не включать» источник, но и выбор ментальный, выбор выбора. Что для зрителя важнее, удивительный свет, излучаемый работой, или — понимание внутренних механизмов, оптических законов, психофизиологических тонкостей зрительского восприятия, позволяющих сконструировать эту восхитительную иллюзию?

Весьма иронично обошёлся автор и с хрестоматийными полотнами Франсиско Гойи («Маха обнажённая» и «Маха одетая», диптих), Франса Снейдерса («Натюрморт с обезьянкой, котом и белкой») и Николы Пуссена («Танкред и Эрминия»), включив фрагменты этих работ в свои инсталляции «Любовь» (диптих), «Глупость» и «Подвиг».

Почему автор дал своему проекту подзаголовок «Экорше»? Этот термин, хорошо известный профессиональным художникам, означает натуру «без кожи». Натуру обнажённую, натуру, предъявляющую художнику мышцы, сухожилия, все «внутренности» прекрасной головы или тела натурщика, внутреннюю конструкцию, обычно доступную только патологоанатому. Старые мастера живописи полагали, что хорошо написать модель можно лишь в случае блестящего знания анатомии, «внутреннего устройства» модели.

Как считает куратор выставки Лейли Асланова, «…если задаться поиском смысла, то в данном проекте его можно начинать вычитывать буквально в зазоре названия между словами «вечные ценности» и «экорше»».

Таганрогский поэт и переводчик Олег Хаславский, побывавший на вернисаже, отметил, что только человек, способный написать хорошую картину, имеет право покушаться на подобные акции. Кисляков, по его мнению, как хороший тонкий художник, подобное право имеет.

Александр Кисляков не смог спокойно пройти и мимо каталога собственной выставки. Он решён в виде поэтического сборника «ненаписанных стихов», жанра, изобретённого Кисляковым ещё в 1986 году. 50 нумерованных экземпляров этого каталога, подготовленного издательством «БАМbook», сразу же разошлись среди коллекционеров и ценителей творчества Александра.

 

Выставка в в арт-центре MAKARONKA будет работать до 4 июня.

С супругой — таганрогской художницей Натальей Дурицкой

Поделиться: