«Как тебе имя?»: протоирей Олег Добринский рассказал, почему хочет переименовать площадь Левски

И предложил за свои деньги купить таблички

протоирей Олег Добринский

В Новочеркасске за время новогодних праздников как-то поутихла тема переименования площади Левски. Однако с окончанием каникул её обсуждение разгорелось с новой силой. Дебаты большей частью ведутся в социальных сетях, и нужно отметить, что позиция противников переименования представлена там гораздо шире. Именно поэтому корреспондент «Ёрш» решил обратиться к другой позиции — сторонников переименования, а точнее к его инициатору — благочинному приходов Новочеркасского округа, протоиерею Олегу Добринскому.

Напомним, что площади Левски хотят вернуть дореволюционное наименование «Никольская» в честь Николаевской церкви, на месте которой сейчас стоит часовня. В декабре комиссия по топонимике при архитектуре города проголосовала «за» переименование. О том, для чего же всё это нужно, в интервью протоирея Олега Добринского ruffnews.ru.

Что означает восстановление исторической памяти и справедливости?

— Для культурного человека важны многие даты и события, влившиеся в историю наших городов, которые должно чтить и помнить, о которых мы обязательно должны рассказывать своим потомкам, дабы они не превратились в «Иванов, не помнящих родства». И всё это находит отражение, в том числе, и в наименованиях наших улиц. В Новочеркасске многие из названий были украдены в разные исторические периоды. В частности, название Никольской площади.

Если мы сегодня хотим воспитать молодёжь, мы должны говорить ей правду. Я не против имён многих героев, которые были, в том числе в советский период, и заслуживают уважения. Но всё должно быть на своих местах. Схема очень проста — новая улица, новый объект — новое имя. Но когда вероломно изменяется что-то — это уже не совсем красит всех нас. Не пора ли отказаться от лжи и вернуть улицам украденные имена?!

Есть такое выражение: «Скажи, как тебе имя». У нас очень популярны телевизионные программы, где люди разыскивают своих родных, корни, идентифицируют себя. Имя — это что-то вроде генетического кода. Поэтому я считаю, что возвратить площади её историческое имя — это долг потомков.

Расскажите об истории площади Левски (Никольской)

— При закладке Новочеркасска был определён генеральный план. Площадь с Николаевским храмом называлась Никольской или, в некоторых планах, Святого Николая. В советское время имя святителя Николая было поругано, потому что и храм в 1939 году был разрушен, и площадь переименована в площадь Труда.

Уверен, казачье население не могло позволить переименовать площадь. Но это была революция — переворот с ног на голову, жуткая трагедия. Это был период расказачивания, «каток» которого прокатился по казачьей столице. Население Новочеркасска было совершенно «обновлено» после этого. В город въехало огромное количество иногородних, для которых сами казачьи устои и традиции не только не трогали сердца, но и были враждебны.

Почему вопрос возник именно сейчас? Это связано с предстоящим конгрессом казаков?

— Не только. 2020 год очень интересный на даты и события. В этом году 100-летие исхода цвета Российской нации из государства. На имя главного архитектора Новочеркасска было направлено письмо председателя объединения лейбгвардии её величества казачьего полка в Париже Владимира Грекова. В качестве прямого потомка ряда поколений коренных жителей Новочеркасска, он обращается с поддержкой всех инициатив, связанных с возвращением исторического названия Никольской площади.

Мы пытаемся убедить русское эмигрантское сообщество в том, что у нас произошли перемены, чтобы вернуть сюда какие-то национальные реликвии. Люди охотно на это идут. Но если изменений нет, значит нужно остановить процесс возвращения реликвий — мы не достойны этого.

Вы знаете о существовании некоего списка улиц Новочеркасска на переименование?

— Я знаю, что какой-то список упоминали в публикациях. Но хотел бы сам на него посмотреть. Я когда-то подавал на имя бывшего председателя гордумы Лучкина подобное обращение. Оно касалось спуска Герцена (Петербургский проспект) и улицы Каляева. Там же я писал, что неплохо рассмотреть и другие улицы, но не более.

Вы читаете посты и комментарии в социальных сетях по этому поводу?

— Я не присутствую сам в социальных сетях. Не испытываю к этому никакого интереса. Но мне многие знакомые рассказали о различных публикациях и обсуждениях. По их настоянию я посмотрел. И пришёл к выводу, что я ничего не потерял, когда не смотрел. Например, если девушка в комментариях использует матерные тирады, рассуждая о Никольской площади, как можно воспринимать её мнение?!

Но Вы в курсе публикаций против переименования?

— Что касается отправной точки этой компании против переименования, я прекрасно знаю, кто её начал и для чего. Это движение «Суть времени» Кургиняна. У них большое количество филиалов по России. Это не первый случай с переименованием, в том числе и в Новочеркасске. Например, улица Каляева — бывшая Антоновская. Если говорить языком нынешнего времени, Каляев — это Шамиль Басаев своего времени, террорист. Именно он взял на себя выполнение убийства великого князя Сергея Александровича. То есть сейчас люди продолжают жить на улице, носящей имя террориста.

В открытом письме «Сути времени» по поводу площади Левски ни одного пункта правды нет. Ни по имени Василя Левски (справка приведена совершенно неверным образом), ни в том, что мы пренебрегаем названием нашего города-побратима из Болгарии (есть альтернативные места), ни в том, что площадь изуродована. Когда мы строили часовню или благоустраивали сквер, я не видел ни одного человека из этого движения или депутатов, который сказал бы: я хочу потрудиться, расчистить площадь. Священное Писание говорит: «…покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Огромное количество горожан помогали, но я не видел этих людей, которые сейчас раскачивают ситуацию.

Основной аргумент противников — несогласие жителей площади. По их словам, 130 человек поставили свои подписи «против». Как вы к этому относитесь?

— Дело вот в чём. К человеку домой заходят, собирая подписи жильцов площади. И конечно ему говорят, что с изменением названия улицы он понесёт ряд затрат. А люди сейчас очень остро на это реагируют. И человек, основываясь на этом, принимает решение, может быть даже эмоциональное. И судить я здесь никого не хочу. Но информация о том, что жителям, в случае переименования, придётся менять документы, не соответствует действительности. Никаких затрат никто не понесёт. Если нужно, я за свои деньги куплю им таблички!

Кроме того, я тоже направил в управление культуры 2500 подписей от сторонников моей инициативы. Это конкретные письма от конкретных людей. Как вы думаете, это весомо? И далеко не все жители площади Левски отрицательно относятся к смене названия. Есть и те, кто совсем не против и даже «за» возвращение исторического наименования.

Окончательное решение, переименовывать или нет, будут принимать депутаты городской думы. Ряд из них уже высказали свою позицию против смены названия. Как Вы отнесётесь к тому, что вашу инициативу не поддержат?

— Я совершенно не переживаю по этому поводу. Я знаю одно, при любом их решении — я победил! Я сошёл бы с ума от той несправедливости и того ужаса, который царит вокруг, если бы у меня не было уверенности, что последним победит Христос. Поэтому я совершенно спокоен в этом отношении. Я уважительно отношусь к мнению каждого. И не хочу быть судьёй никому. Оценку нынешним решениям даст сама история.

Если решение будет отрицательным, мы будем возвращаться к этому вопросу. Я предлагал гораздо более демократичный вариант — без переименования. Поставить указательные таблички с историческим названием внизу в скобках. Будем продвигать и рассматривать его.


Поделиться: