12,90₽
99,78₽
93,43₽

01 мая 2024

Министр обороны РФ Сергей Шойгу провёл в Ростове совещание в штабе объединённой группировки войск в зоне СВО. Ему представили результаты модернизации вооружений для эффективной борьбы с беспилотниками

«Известия»: минимальный размер оплаты труда в России предложили увеличить с 19,2 тысяч до 30 тысяч рублей с 1 января 2025 года

30 апреля 2024

ФСБ задержала пятерых молодых людей, их подозревают в поджоге вертолёта в столичном аэропорту Остафьево. Один из задержанных — 22-летний житель Ростовской области. Остальные — из Сибири

30 апреля отмечается День пожарной охраны России. В 2024 году ей исполнилось 375 лет

Археологи рассказали, кто населял средневековый Азов

05 марта 2017
Стенд экспозиции музея–заповедника, посвящённый Азаку–Тане

Стенд экспозиции музея–заповедника, посвящённый Азаку–Тане

Заведующий отделом археологии Азовского музея–заповедника Андрей Масловский, который на протяжении многих лет руководит археологическими раскопками, рассказал корреспонденту портала «Ёрш. Азов» о людях, которые населяли город, 950–летие которого будет широко отмечаться в 2017 году.

Наряду с основным населением в Азаке проживали русские, армяне, аланы, не говоря уже о европейцах, которые имели здесь своё представительство в виде торговых колоний.
В XIII веке на территории современного Азова находятся два города–крепости: Азак — во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско–венецианский город–крепость Тана.

Численность городского населения была сопоставима с таким городом как Лондон, разнообразными были как торговые связи, так и этнический состав населения.

— Азак-Тана был многонациональным городом, кто, наряду с татарами и итальянцами, обитал здесь?

— Многим покажется удивительным, но в городах Золотой Орды проживало много русских людей. Русские, наряду с другими этносами, могут с полным правом считать культуру Золотой Орды своей. Особенно много русских проживало в городах Поволжья: Болгаре, Укеке, Водянском городище, но и в Азаке русская община была не маленькой, — рассказывает Андрей Масловский. — В более позднее время в турецком Азове XVI века доля русского населения составляла около 20%. При этом, русские люди не были оборванцами–рабами, живущими в норах. Об этом свидетельствует кухонная керамика, которую монголы позволили привезти русским с прежних мест жительства. Русские люди переселялись на новые земли со своим домашним скарбом, перевозимым на телегах, запряжённых быками.

— Как археологи отличают, кому принадлежит исследуемый комплекс?

— Археологически отследить русских в Азове не просто, потому, что они легко заимствовали элементы бытовой культуры у своих соседей–единоверцев: аланов, черкесов, греков. Прежде всего, это касается керамики, которую они покупали у своих соседей — аланов. Самый древний комплекс средневекового города (нынешняя улица Московская, 4), исследованный археологами, принадлежал русскому человеку и датируется 60–ми годами XIII века. Можно говорить, что большая часть русских проживала в районе средневекового города, начиная от перекрёстка современных улицы Московской и переулка Щорса до перекрёстка Карла Либкнехта и улицы Измайлова, а далее на юг — до перекрёстка Социалистический и улицы Толстого.

Русские люди упоминаются в итальянских нотариальных актах. Они заключают сделки, вступают в брак с итальянцами, ищут своих родственников. Помимо керамики, свидетельствами о пребывании русских людей в Азаке XIV, века являются православные кресты с криновидными концами (этот вид креста был позаимствован на Руси из Византии. Тогда он был равноконечным и явно напоминал лепесток лилии — «крин»), энколпионы (крест, внутри которого помещены мощи святого), некоторые виды украшений: костяная бляха с изображением крылатой русалки, поясная пластина с изображением грифона, коньковая подвеска с шумящими привесками, некоторые виды перстней и серёг.

— Какова судьба русских после разгрома города?

— Когда города Золотой Орды начали погибать и на службу к московским князьям стали приезжать даже золотоордынские аристократы, русские люди из этих городов стали бежать на север. Следы от пребывания русских в степных городах Золотой Орды фиксируются в ремёслах, где появляются гончарные горны, а вся терминология русского кожевенного ремесла заимствована с юга. В русском быту существует много слов и вещей, имеющих тюркское происхождение: халат, кафтан, сарафан, деньга, таможня и многие другие. Русские люди даже начали носить тюбетейки, получившие название тафья. Те русские, которые остались в Азаке, стали жертвами Тимуровских полчищ, уничтоживших город в 1395 году, но многие, все же, уцелели и продолжали жить в городе вплоть до XVII века.

— Вы упомянули алан, которые были не только соседями русских, но и православными по вероисповеданию.

— Аланы, предки нынешних осетин, появились в золотоордынском Азаке ещё в 70-годы XIII века. На протяжении всей истории средневекового города аланы были самой многолюдной общиной, Этот народ имел свой район, но археологи затрудняются с его локализацией, так как бытовая культура города в целом носила аланский облик. Все горожане пользовались аланской керамикой.

Аланы заселяли также многочисленные деревни в округе Азака. Они были православным народом и имели свою митрополию. Наверняка, в Азаке находились аланские церкви, но, к сожалению, в письменных источниках сведения о них не сохранились. Зато из письменных источников известно, что аланы имели свою баню. Очень многое в быту золотоордынского Азака появилось благодаря аланам, начиная с типичных турлучных жилищ, заканчивая кухонной утварью и деталями костюма. Но особенно многочисленна керамика, произведённая гончарами–аланами или учениками аланских мастеров. Среди них есть как крупные тарные сосуды, так и кухонные горшки, трубы, амфоры, сосуды от водоподъёмных колёс. Посуда часто покрывалась красным ангобом и лощением. Гибель Золотой Орды для аланского этноса оказалась катастрофой.

Ни один другой народ не пережил таких утрат, как аланы. Большая их часть погибла, особенно сильно они пострадали в 1395–96 годах, во время походов Тимура. Уцелевшие в битвах аланы отступили на сопредельные территории и бесследно растворились среди целого ряда народов: русских, греков, болгар, тюрок. Их опустевшие земли на Северном Кавказе были заняты кабардинцами и другими кавказскими племенами. Лишь небольшая часть этого народа, уйдя в ущелья Кавказских гор и смешавшись с местными племенами, сумела сохранить свой язык и культуру, но не сохранила свой внешний облик.

— У русских были в Азаке ещё единоверцы?

— Армяне составляли небольшую общину, оставившую заметный вклад в истории культуры средневекового Азака. Они появились на этих землях в конце XIII века. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Некоторые изделия их ремесла можно увидеть в залах Азовского музея–заповедника. Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя.

В Азаке работали армянские переписчики. В Матенадаране, или институте древних рукописей в Ереване, по сей день хранятся книги, переписанные армянскими писцами в Азаке. Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись — на трапециевидных формочках.

Прихожанами армянских церквей становились и тюрки, о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. Скорее всего, армянская община погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Вполне возможно, что среди современных донских армян есть и потомки жителей Азака.