12,66₽
98,68₽
91,61₽

05 мая 2024

Ансамбль «Чудо–остров» Дома детского творчества Азова стал обладателем Гран–при, а коллектив «Мелодия» — лауреатом международного конкурса–фестиваля «Арт-Вояж»

04 мая 2024

Звания «Лучший связист Дона» удостоена старший инструктор группы по организации производственных процессов Азовского почтамта Ларисе Горчакова

Казаки в пятнадцатый раз отстояли крепость Азов

04 августа 2019
Фото: ruffnews.ru

Фото: ruffnews.ru

Двести реконструкторов из 33 военно-исторических клубов страны в пятнадцатый раз отстояли непреступную турецкую крепость Азов. События четырёхсотлетней давности воссоздали на крепостных валах, где в 1641 году горстка казаков сражалась с неприступной армией турецкого султана.

Известие о том, что фестиваль «Осада Азова» будет проводиться в последний раз, собрала огромное количество прессы — городской, региональной, федеральной. Даже канал «Россия 1» (Москва) снимала об этом событии документальный фильм.

На самом деле, реконструкция — не последняя. Действительно, в будущем, 2020 году, как и в 2021 приоритет будет отдан Азовским походам Петра I, который для взятия Азовской крепости построил на Воронежских вервях первый в России военный флот именно для того, чтобы овладеть Азовом и обеспечить государству выход в море. Но и с казаками и их беспримерным подвигом во благо Отечества Азов прощаться не собирается.

Как сообщил глава администрации города Владимир Ращупкин, фестивали будут чередоваться: реконструировать будут оба события для того, чтобы не потерять интерес туристов к героическому прошлому Азова.

«Фишкой» нынешнего фестиваля стало то, что исторические события комментировал историк же, автор книги «Осада Азова» Андрей Венков, который сообщил участникам и зрителям события немало исторических подробностей.
Напомним, что летом 1637 года донские казаки захватили мощную турецкую крепость Азов, располагавшую 4-тысячным гарнизоном и 200 пушками. Казаки обороняли её в течение 4 лет, выдержав в 1641 году тяжелейшую осаду огромного турецко-татарского войска.

На посланное в Москву прошение принять цитадель «под руку русского царя» был получен неожиданный ответ: очистить Азов и возвратить его туркам.

Летом 1642 года герои-казаки «в великой скорби» оставили крепость, предварительно разрушив важнейшие её укрепления.

И все же через 54 года под стенами Азова вновь развеваются русские знамена. Второй блестящий штурм крепости, при поддержке русского флота, совершают войска Петра I. Об этих и других славных страницах русской военной истории и рассказывает новая книга историка Андрея Венкова.

Сам комментатор коротко передал содержание своего исследования, особое внимание уделив началу осады и предшествующих ей переговоров. Турки, конечно, предлагали казакам сдаться и сулили им за это немалый деньги, а также возможность совершать набеги.

Как казаки Азов отстояли

— Янычарский начальник от имени четырёх пашей и крымского хана передал казакам предложение сдать город. Перед этим он якобы долго рассказывал казакам, какой вред они нанесли турецкому султану, взяв Азов. «Очистите вотчину Азов город в ночь сию не мешкая, — звучал турецкий ультиматум. — Что есть у вас в нём вашего серебра и злата, то несите из Азова города вон с собою в городки свои казачьи, без страха, к своим товарищам. А на отходе ничем не тронем вас. А естли толко вы из Азова города в нощ сию не выйдете, не можете уж завтра у нас живы быти», — рассказал историк.

Кроме того, казакам было предложено принести султану «свои головы разбойничьи в повиновение на службу вечную», и тогда султан обещал их жаловать «честию великою» и обогатить «неизреченным богатством».

В ответ казаки обозвали турецкого султана собакой смрадной, обещали биться с ним как с «худым свиным наемником» и вскорости самим явиться под стены Царьграда.

Защитникам крепости пришлось отбить 24 штурма, потерять большую часть защитников, участвовать в неоднократных вылазках против неприятеля и отражать постоянные набеги и попытки взорвать подступы к крепости.

А нынешние реконструкторы взорвали на валах 110 килограмм пороха и Азов вновь окутался дымом сражений, как и 378 лет назад и проходящие мимо суда салютовали гудками героям крепости, а многочисленные зрители поддерживали защитников криками и аплодисментами.

Первый штурм

В первой колонне, которая пошла на штурм Азова основными были наёмные войска, за ними янычары, далее — остальная пехота. Сражение было жарким, но казаки устояли, несмотря на огромные потери. Ещё больше поверженных было у турок. Пушечная пальба, слышимая даже в Черкасском городке, шла каждый день без перерыва.

По версии свидетеля осады, турецкого историка Эвлия Челеби, следующим «утром с молитвами и восхвалениями Аллаху снова был открыт огонь из пушек».

У казаков версия иная: «На другой день с зарёю светлою опять к нам турские под город прислали толмачей своих, чтоб нам дати им отобрати от града побитой их труп, который у нас побит под Азовом, под стеною города… В тот другой день бою у нас с ними не было».

Прав, видимо, все же Челеби. По мусульманскому обычаю мёртвых надо было похоронить в тот же день. Бой шел с рассвета семь часов. После обеда, когда стало ясно, что штурм отбит, оставалось время на переговоры и на похороны убитых.

Турки предложили казакам по золотому червонцу за каждого убитого янычарского воеводу и по сто талеров за полковников. Казаки денег не взяли: «Не продаем мы никогда трупы мёртвые, но дорога нам слава вечная». Но трупы забрать разрешили — была середина лета, и от разложения трупов могла сразу же начаться какая-нибудь эпидемия.

Штурмы продолжались с небольшими перерывами всё лето. В дальнейшем турки решили взять осаждённую крепость с помощью насыпных валов, которые решено было возвести напротив укреплений Азова и стали насыпать земляной вал, который по высоте должен был превышать укрепления крепости.

Минная война

Казаки поняли всю опасность, исходящую от вала. «… И мы, видя ту гору высокую, горе своё вечное, что от нее наша смерть будет», решились на вылазку.

«…Попрося у Бога милости и у пречистые Богородицы помощи и у Предотечина образа, и призывая на помощь чюдотворцы московские, и учиня меж себя надгробное последнее прощение друг з другом и со всеми христианы православными, малою своею дружиною седмью тысящи пошли мы из града на прямой бой противу их трехсот тысящ».

Из города они ударили всеми силами.

Передовые турецкие отряды не ожидали, очевидно, такой дерзости. «…Не устояли впрям ни один против лица нашего, побежали все и от горы своей высокия. Побили мы у них в те поры на выходу, на том бою у той горы, шестнадцать знамен одних яныческих да двадцать воем бочек пороху. Тем то их мы порохом, подкопався под ту их гору высокую, да тем порохом разбросали всю ее. Их же побило ею многия тысящи, и к нам их янычаня тем нашим подкопом живых в город кинуло тысячу пятьсот человек!», — написано об этом событии в Поэтической повести об Азовском осадном сидении.

То есть казаки, использовав подкопы, обратили хитрость турок против них же, пробравшись под землёй под вражеские укрепления и заложив там бочки с порохом.

Отряды янычар были отбиты, а рабочие — «чёрные мужики» с крымского побережья, которые их возводили — дружно разбежались. Казаки с трофеями вернулись в город и уже из города подвели подкоп под вал, а в подкопе поставили 28 бочек пороха. Взрыв же, подбросивший на воздух полторы тысячи янычар, произошёл через несколько дней после вылазки.

Трёхдневный штурм 8–11 июля был отбит. Во время него турки пытались захватить развалины стен примерно 20 раз. Казаки указывали, что отбили 24 приступа.

Далее турецкие войска в течение шести дней возвели новый вал, который позволил бы им артиллерийским огнем разрушить город. Но город уже был разрушен. Да и пороху, видимо, у турок осталось мало. Часть его была захвачена казаками и использована при разрушении первого вала.

Турецкие парламентёры предлагали за «пустое место азовское» «по 300 тарелей серебра чистово, да по 200 золотых червонных арапьских» на каждого участника осады.

Казаки якобы написали в ответ: «Не дорого нам ваше собачье серебро и золото, у нас в Азове и на Дону своего много. Дорога нам, молодцам, слава вечная по всему свету, что не страшны нам паши ваши и сила турецкая». Источники приводят такие слова казаков: «Когда нам нужен был Азов, то мы его взяли, не торгуясь и не платя денег; когда нам понадобятся деньги, мы за ними сами придём, а коли тебе нужен Азов, попробуй его взять, как брали мы».

Уверенные в победе турки вновь предложили сдать Азов, правда, теперь уже без денег и без оружия. Турецкие условия привели к тому, что казаки заявили: «Войско решило «Азова не отдавать и помереть всем заодно».

Одновременно турок предупредили относительно будущих штурмов — если «будет де им сидеть в Азове не в мочь, и они де… наставят в городе под стенами бочки с зельем, и те бочки запалят и городовые де стены взорвут, хотя де их, донских казаков, и побьёт, а живы де им не дадутца».

Началась минная война и бесконечные партизанские вылазки с обеих сторон.

Но в лагере султана зрело недовольство. Мало того, что потери ранеными и убитыми были огромны, солдат косили и болезни.

Недовольство в лагере султана и последний штурм

Турецкое командование опасалось, что войска вскоре могут оказать открытое неповиновение. Военноначальники боялись, что янычары в один прекрасный день взбунтуются и уйдут из окопов, говоря: «Нет такого закона, чтобы мы оставались в окопах более сорока дней!».

Прекрасно зная обычаи янычарской службы, главнокомандующий именно к этому времени — 40 дней начала осады — обратился к султану. 9 августа в Константинополе было получено письмо — Хусейн-паша описывал ход осады и просил подкреплений.

И 15 августа к туркам подошло это подкрепление — 16 каторг с людьми и припасами.

Осада продолжалась. От жары, голода и вынужденной бессонницы бывали казакам видения. «Многие от нас люди искусные в осаде то видели во сне, и вне сна, ово жену прекрасну и светлолепну, на воздусе стояще посреди града Азова, ини — мужа древна власы, в светлых ризах». Прекрасная и светло лепная женщина бесспорно была признана казаками за Богородицу и многим из них говорила «умильным гласом»: «Мужайтеся, казаки, а не ужасайтеся!», пеняла «агарянам» за их работорговлю и обещала исстрадавшимся донцам: «А души ваши примет Бог, имате царствовати со Христом во веки».

Наступала осень. По закону в конце октября войска османской империи должны были возвращаться на зимние квартиры. Чтобы взять Азов оставалось последнее средство — штурм…

Желающих идти на штурм становилось всё меньше и меньше. Если на первый штурм двинулось всё пешее войско, то на второй бросались попеременно по десять тысяч человек. Теперь же в штурмовой отряд набрали семь тысяч.

Итак, под занавес осады турки отобрали лучших, которые должны были в рукопашном бою взять развалины города.

Отбив штурм ценой тяжелых потерь, казаки не пали духом. Но силы их были истощены потерями, лишениями, ранами и голодом. В ночь с 27 на 28 сентября они собрались у часовни иконы Иоанна Предтечи, всю ночь молились и утром решили выйти из города и пробиться к Дону. Утром они действительно вышли с иконой из города и хотели двинуться вверх по Дону, но оказалось, что турки уже ушли.

В Поэтической повести об Азовском осадном сидении говорится: «А сентября в 26 день в нощи от Азова города турецкие паши с турки и крымский царь со всеми силами за четыре часа до свету, возмятясь окаянные и вострепетась, побежали, никем нами го ними…». То есть, турки ушли не преследуемые.

В Москву

После снятия осады и ухода турок и татар победители-донцы сразу же отправились с радостными вестями в Москву. В грамоте царю казаки писали, что осада началась 7 июня, описывали её ход, писали, что турки разбили три «города», а казаки «отсиделись от них в четвёртом в земляном городе и в земляных избах с великою нужею и терпением».

Царю сообщали, что город отстояли, но сами «разорены до основания» и город могут бросить — «а люди де у них вольные, великую такую нужу терпев, многие пошли врознь, а иные многие побиты и переранены, а они достальные покинуть тово места не смеют». Опять предлагали царю взять Азов себе в вотчину, поскольку Азов они у турок отобрали «на счастье» Алексею Михайловичу и «отсиделись своею ж кровью на ево ж государское счастье, им государем в вечную славу и в вотчину».

В заключение просили прислать к Рождеству в Азов царского воеводу, иначе грозили город бросить, поскольку у них «перераненых, без глаз, и без рук, и без ног стало много».

Естественно, победа казаков над столь многочисленным турецким войском произвела в Москве фурор. Но царь и бояремедлили с ответом. Отказываться от предлагаемого казаками Азова царю было жалко. Решили посоветоваться.

3 января 1642 года в Москве собрался Земский Собор. На Соборе поставили вопросы: разрывать ли с турецким и крымским царями из-за Азова и принимать ли Азов от донских атаманов и казаков? Если принять Азов и начать многолетнюю войну с Турцией, то где брать великие деньги и многие запасы на эту войну?

Турция же была потрясена поражением под Азовом ещё больше, чем Москва. Донские казаки, желая показать, что турки отныне не опасны, доносили о репрессиях, которые обрушились на турецкое командование, шли вести, что «турский царь на них ополчился и многих пашей четвертовал и вешал».

На самом же деле молодой султан не был пока так силён, чтобы казнить своих неудачливых военачальников.

Главнокомандующий сухопутными силами Дели Хуссейн-паша впоследствии был назначен наместником Румелии, а затем — главнокомандующим всем османским флотом. Сиявуш-паша, командовавший под Азовом турецким флотом, действительно был смещён, но вскоре вновь возвысился, стал наместником Силистрийско-Очаковского эйялета. Его заместитель Пияле-ага стал командовать флотом, и казнили его только в 1644 году, когда молодой султан «вошёл в силу» и стал окорачивать всех, кто мог бы только попытаться «затмить солнце вселенной».

Но в разрастании конфликта с Москвой Турция не была заинтересована. Впереди турок ждала война с Венецией из-за господства в Средиземноморье. Поэтому 30 декабря 1641 года в Москве получили присланный молдавским воеводой проект нового русско-турецкого соглашения.

Царь и бояре решили Азов туркам отдать. Как писал впоследствии С. М. Соловьев, «всё внимание было обращено на запад, все силы государства были направлены туда» То есть, не до Азова было.

Казаки уходят на «старые места»

30 апреля на Дон отправили грамоту, где город Азов велели покинуть и из него уйти на старые свои места, в которых местах преж сего жили, чтоб вас неверные бусурманы, пришедши, не побили. А мы, великий государь, и вперед учнём вас, атаманов и казаков, жаловати нашим царским жалованием по-прежнему, как учнёте жить на прежних своих местах».

Примерно в это же время, около 1 мая 1642 года, большинство казаков, бывших в Азове, покинули город, оставив там в качестве передовой заставы небольшой отряд.

В опустевший Азов через два-три дня вошёл небольшой татарский отряд, но, покрутившись среди развалин, быстро вышел. А 11 июня к Азову подошла и вся турецкая армия во главе с родственником султана Джуван-капуджибаши Мехмед-пашой, а известный Пияле-паша подогнал турецкий флот.

Турки три дня «отдыхали», не приближаясь к развалинам. Но город действительно был безлюден, и, собравшись с духом, турецкие войска вступили в оставленный казаками Азов…

Так закончилась история Азовского осадного сидения, которую подробно в своей книге изложил историк Андрей Венков.

Но не закончились народные гуляния в современном Азове. После Осады на валах развернулась выездная торговля, работали кафе, фотозоны и сувенирные лавки. Азовчане с удовольствием участвовали в выборах самой красивой девушки Азака, слушали выступления хоров и других творческих коллективов и просто отдыхали на траве.

Безопасность участников и гостей фестиваля обеспечивали усиленные наряды полиции, казаков и ДНД, на валах дежурили 8 спасателей и работали пиротехники. В состоянии боевой готовности была пожарная машина и «скорая помощь».