Участок Дона возле Ростова решением властей стал морем и лишился перспектив развития

О допущенной 10 лет назад ошибке и перспективах её исправления

15.03.19

Морской порт Ростов, фото 161.ru

Суть проблемы

В 2009 году порты Азов и Ростов, которые на то время были устьевыми, решением правительства России стали морскими. Сделано это было для того, чтобы в них могли заходить суда под иностранным флагом и повысить их статус. При этом руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев говорит, что на самом деле особых проблем с заходом иностранных судов в порты Азов и Ростов не было и тогда, когда они были устьевыми.

По словам руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» Сергея Сафоничева, с тех пор суммарный грузооборот портов Азов и Ростов вырос с 17 млн тонн в 2008 году до 37 млн тонн в 2018 году, а судозаход — с 4,5 до 12 тысяч судов. Такой рост он связывает именно с изменением их статуса.

Однако дело даже не в портах, а в участке Дона от Аксая до начала Азово-донского морского судоходного канала, который вдруг официально тоже стал морем, не переставая при этом по своей сути являться рекой. Тем не менее, с тех пор, чтобы проводить на этом участке какие-либо работы по дноуглублению или реконструкции судоходного канала, нужно руководствоваться морскими нормативами, а не речными.

Почему это плохо

Дело в том, что морские нормы проектирования в два раза жёстче речных. Основная проблема в необходимости прохождения экологической экспертизы. Итог один — с 2009 года работы по содержанию этого участка Дона не велись.

— Почему нельзя выполнять дноуглубительные работы без экологической экспертизы и согласований? — говорит Сергей Гайдаев. — Потому что вступает в силу морские требования. На внутренних водных путях, к которым до 2009 года относился этот участок, дноуглубление выполнялось без каких-либо согласований и разрешений, но и без ущерба рыбному хозяйству. Мы тогда просто смотрели на состояние реки, ширину судового хода и решали, какие работы проводить.

С тех пор всё усложнилось. К примеру, сейчас, говорит и. о. директора Азовского бассейнового филиала «Росморпорта» Андрей Вахрушев, его ведомство готовит аукцион на разработку проектной документации по проведению дноуглубительных работ на этом участке Дона. Сначала пришлось провести научно-исследовательскую работу, потом подготовить техзадание для будущего подрядчика. Дальше — объявление конкурса и подведение его итогов. Затем, как минимум 17 месяцев, победитель будет готовить документы и только тогда, если всё пройдёт хорошо и без заминок, появится документ, позволяющий выполнять регулярные дноуглубительные работы. Хотя, говорят эксперты, к тому времени сам Дон на этом участке очередной раз поменяется и проект придётся переделывать.

До 2009 года этот участок же просто бы взяли и почистили.

К чему привело

Как говорит и. о. капитана морского порта Ростов Даниил Бусленко, лимитирующим участком в районе его порта является так называемый Донецкий перекат, максимальная глубина которого 3,7 метра. Он находится в нижней части акватории порта.

— Однако если минимальная глубина переката является постоянной в результате прохода судов — их движители его промывают, — то ширина переката неуклонно уменьшается, — говорит Бусленко. — В 2010 году это было 170 метров, в 2018 году уже 75 метров. Со временем придётся вводить на этом участке одностороннее движение. Кроме того, в силу естественной заносимости сужается судовой ход на входе в Нахичеванскую протоку.

Примерно на то же жалуется и капитан морского порта Азов Владимир Брагин.

— В акватории порта на двух перекатах обгон и расхождение судов запрещены. Ещё на трёх перекатах расхождение и обгон не рекомендуются, — говорит он.

А зачастую доходит и совсем до смешного, говорит гендиректор ОАО «Моряк» (входящий в АО «Астон» судоремонтный завод) Леонид Радченко:

— Припортовые территории постоянно заиливаются. Я два года не могу добиться, чтобы у нашего причала убрали намытый перешеек. Везде был и все говорят, что это невозможно, нет законодательного механизма. А до 2009 года встречались, я оплачивал работы и мне чистили акваторию.

По словам директора ООО «Морское агентство «Интерагент» Олега Сидоркина, Ассоциация «Водный транспорт Дона» в 2016 году заказывала у научной организации исследование того, к чему приведёт развитие ситуации.

— В заключении было сказано, — говорит Сидоркин, — что дальнейшее использование морских норм проектирования не позволит увеличивать судопоток и грузооборот, а также развивать инфраструктуру портов Азов и Ростов.

Добавим, что в службе лоцманских проводок Азовского бассейного филиала «Росморпорта» говорят о том, что в районе портов Ростов и Азов из-за сужения судового хода и его заиливания уже участились аварийные случаи.

— Слава богу, что не произошло пока ничего из ряда вон. Танкеры ещё выдерживают. Но при таких условиях работы вполне может произойти и что-то очень неприятное.

Есть и более не очевидные последствия этой ситуации, кроме как создание помех для дальнейшего развития судоходства. По словам экспертов, проектирование дноуглубительных работ на Дону по морским нормативам просто «угробит реку»:

— Потому что если начинать работать с рекой, как с морем, а этого требует закон, то она вообще может уйти не понятно куда. Дон тогда в принципе может потерять своё основное назначение — водоснабжение населения.

Время покаяться

Как говорит председатель совета директоров АО «Ростовский порт» Олег Грызлов, властям настало время признаться в том, что в 2009 году была совершена ошибка.

— Нужно хотя бы перед собой честно признать, что в 90-е годы всё работало, в 2000-е — работало, а потом начали что-то трогать руками и вместо того, чтобы улучшить, пришли в тупик и не знаем, что делать. Теперь на разных уровнях пытаемся понять, что же мешает развитию. Доуправлялись до такой степени, что работать что-либо перестало в принципе. Мы говорим — признайте ошибку и верните, — говорит он.

По словам Грызлова, грузооборот и судозаход портов Азов и Ростов действительно выросли, однако произошло это не благодаря решениям властей, а вопреки.

— Ведь ничего за эти 10 лет не делалось в плане развития инфраструктуры. 10 лет река вообще не чистилась. При этом деньги с нас собирали. Куда они делись?

Что делать?

Известно, что законы в России не отменяют, даже если они ошибочные. Достаточно вспомнить федеральный закон «О розничных рынках», который всего за 10 лет убил этот формат торговли. Сейчас все пытаются понять, что делать с этим документом, как его изменить. О том, чтобы просто признать ошибку и отменить его, вслух говорится, но действий не предпринимается.

В Законодательном собрании Ростовской области, с подачи экспертов, уже придумали вариант компромисса. По словам главы комитета по строительству Александра Скрябина, достаточно внести лишь небольшую правку в федеральные нормативные акты.

— Наша инициатива в том, что статус международного морского порта можно дополнить небольшой формулировкой — с речным режимом эксплуатации водного пути. Это позволило бы вернуть использование речных нормативов и решить проблему, — говорит он.

Федеральные власти, добавляет замминистра транспорта Ростовской области Сергей Ушаков, уже даже вроде как прислушались к голосу разума. После участия губернатора Василий Голубева в заседании Морской коллегии при правительстве РФ региону поручено к 1 апреля подготовить предложения по решению проблемы. В итоге получается, что на осознание сделанной ошибки у властей ушло 10 лет. Остаётся надеяться, что на её исправление понадобится меньше времени.

Автор: Сергей Деркачёв

Все комментарии

Radio

За что боролись на то и напоролись. Палка в двух концах. У властей никогда не принято признавать ошибки. Правление путина тоже непризнанная ошибка. Теперь либо река, либо море!! И не надо химичить ..."морской порт с речным режимом".

Уважаемые читатели! Просим вас, оставляя комментарии, уважать друг друга и не злоупотреблять свободой слова.


Редакция сайта будет удалять:

  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой.
  2. Оскорбления, угрозы и непристойные высказывания.
  3. Высказывания, разжигающие национальную, религиозную и прочую рознь и вражду.
  4. Комментарии, содержащие другие нарушения законодательства и прав граждан.
  5. Комментарии, рекламирующие и продвигающие другие веб-ресурсы, товары и услуги, а также комментарии, не имеющие отношения к дискуссии.
  6. Принимаются только комментарии, написанные на русском языке.

Спецпроекты

Выяснили тонкости ценообразования на аптечном рынке региона

2 комментария

Дмитрий Величко, депутат Заксобрания Ростовской области от «Партии Роста»

1 комментарий

Александр Шолохов, депутат Госдумы РФ от Ростовской области

Ирина Филиппкова, чемпионка Юга России по причёскам на длинные волосы