Ростовский «Азимут» оказался наименее пострадавшей от коронавируса авиакомпанией России

Базовый перевозчик Платова держится за счёт субсидий

20.05.20

Самолёты «Азимута» в Платове. Фото azimuth.aero

Ростовская авиакомпания «Азимут» в апреле этого года из-за ограничений по коронавирусу сократила перевозки в три раза, пишут «Ведомости» со ссылкой на отчёт Росавиации. При этом остальной рынок авиаперевозок в стране упал значительно сильнее.

Так, «Аэрофлот» сократил пассажиропоток в 20 раз и впервые в истории перестал быть лидером российского рынка. Обогнала его компания S7, которая при этом снизила трафик в 5 раз. Совокупно российский рынок авиаперевозок упал в 12,5 раза. «Азимут» тем временем, будучи самой молодой российской авиакомпанией, в апреле вышел на 6-е место в стране по пассажиропотоку. В марте он был на 12-м месте.

Как пояснил «Ведомостям» председатель совета директоров и совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев, секрет успеха прост.

«Мы выполняем большое количество субсидируемых рейсов по соглашению с Росавиацией и региональными правительствами. Регионы хотели сохранить маршрутную сеть, поэтому мы продолжили выполнять свои обязательства, почти не сокращали направления, хотя по согласованию с региональными властями снизили частотность», — пояснил он.

В беседе с изданием председатель совета директоров авиакомпании Павел Удод добавил, что все самолёты «Азимута» в апреле летали. Сократился лишь налёт — примерно с 250 часов в месяц до 135 часов. При этом в том же «Аэрофлоте» из 316 бортов не летают 218.

«У нас соглашения о субсидировании рейсов с 18 регионами. Эта программа субсидий стала основным механизмом, который сдержал падение трафика и сдерживает рост цен», — пояснил Удод. Загрузка рейсов, по его словам, упала с докризисных 86% до 47% в апреле, в мае немного выросла — до 50%. При этом в среднем по отрасли занятость кресел в апреле составила 38%.

Сыграло свою роль и то, пишут «Ведомости», что авиапарк «Азимута» состоит исключительно из российских SuperJet100. Это влечёт за собой ряд значительных послаблений со стороны государства: «Азимуту» можно начинать регулярные перевозки, имея только три судна (остальным — минимум восемь, что очень дорого); можно начинать полёты за рубеж, проработав менее трёх лет внутри России. По лизингу SSJ100 субсидируется процентная ставка, а за каждый вновь получаемый самолёт можно получить разовую федеральную субсидию в 139 млн рублей, что равноценно лизинговым платежам за год.

Напомним, что четверть акций «Азимута» находится у правительства Ростовской области. Ежегодно из бюджета региона компания получает существенные деньги для обеспечения самоокупаемости маршрутов, связывающих Платов с другими аэропортами страны. Так, на 2020 год на эти цели в бюджете Ростовской области было заложено 324 млн рублей.

Автор: Сергей Деркачёв